Аудит нематериальных активов
Нематериальные активы согласно НСБУ №7 – это имущества, не имеющие материально-вещественного содержание используемые в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг или реализации товаров, в течении длительного срока.
Аудитору в ходе проверки следует проверить, прежде всего, правильность документального оформления и отражения в бухгалтерском учете полученных нематериальных активов.
Для получения аудиторских доказательств в ходе проверки нематериальных активов аудитор может использовать следующие способы проверки:
- проверка арифметических расчетов клиента (пересчет), в результате которого можно получить подтверждения достоверности расчетов сумм начисленной амортизации по нематериальным активам, показателей отчетности и т.д.;
- инвентаризация необходима для проверки фактического наличия нематериальных активов. При необходимости сами аудиторы могут принять участие в проведении инвентаризации;
- проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, в ходе которого аудитор проверяет отчетность хозяйствующего субъекта с точки зрения её достоверности и соответствия требованиям нормативных и законодательных документов. При этом проверка документов может использоваться для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете достоверности оценки нематериальных активов;
- подтверждение – такой способ применяется для установления фактической передачи и приема вкладов нематериальных активов в совместную деятельность, уставной капитал других предприятий;
- аналитические процедуры применяются при сличении наличия нематериальных активов в различные периоды, показателей отчета об их движении, оценки соотношений между разными статьями и формами отчетности. В состав нематериальных активов могут быть включены объекты, дающее: исключительное право на изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное право автора на программы для ЭВМ, базы данных; исключительное право на товарный знак; исключительное право селекционные достижения; право пользования имуществом, то есть право пользования земельным участком, зданием и т.п.
К нематериальным активом могут быть отнесены также организационные расходы (расходы, связанные с образованием юридического лица), признанные в соответствии с учредительными документами.
Основная задача аудитора – это проверка правильности отражения в бухгалтерском учете поступивших нематериальных активов. Оприходование нематериальных активов, как правило, производится на основании соответствующих документов (актов приема-передачи, договоров, бухгалтерских справок и др.), подтверждающих факт передачи и приема объекта.
По данным первичных документов следует проверить правильность оформления документов, как с юридической, так и с экономической точек зрения, подтверждающих законность и экономическую целесообразность приобретения нематериальных активов. Документ о приеме нематериальных активов должен фиксировать факт их объективного существования, поступления на предприятие и введения в эксплуатацию. Например, если один из учредителей хозсубъекта вносит в качестве вклада в уставный капитал свое имущество (здание, автомобиль), то его существование в объективной форме подтверждается соответствующим документом (свидетельством).
Проверка состояния и движения нематериальных активов завершается, обычно, проверкой правильности исчисления износа по нематериальным активам и включения его в затраты производства, а также правильность выбытия нематериальных активов.
Наиболее характерными ошибками, допускаемыми при учете хозяйственных операций по нематериальным активам, являются:
- оприходование нематериальных активов отличной от цены их приобретения;
- неправильное определение срока эксплуатации нематериальных активов;
- неправильное отнесение затрат по нематериальным активам;
- отсутствие документов, подтверждающих отнесение объектов учета нематериальных активов за счет текущих затрат;
- неправильное увеличение стоимости нематериальных активов за счет текущих затрат;
- искажение налоговых расчетов из-за неправильного отражения хозяйственных операций по нематериальным активам.
Общеизвестно, что в процессе эксплуатации основных средств периодически подвергаются ремонту. Поэтому одним из основных направлений проверок учета основных средств является аудит учета затрат на ремонт, который требует значительных денежных средств. Поэтому в ходе проверки затрат на осуществление ремонта аудитор, прежде всего, должен проверить правильность составления плана и смет капитального ремонта.
Составление сметы на капитальный ремонт зданий и сооружений производится на основе утвержденных дефектных актов технического осмотра, который должен быть утвержден руководителем предприятия. Задачей аудитора, в процессе проверки, является проверка реальности составленных смет по капитальному ремонту, ибо на практике встречаются факты, когда сметы могут быть составлены после завершения капитального ремонта с целью, чтобы сметную стоимость приравнивать к фактическим затратам. При этом в случае надобности аудитор может прибегнуть к помощи специалистов и экспертов.
Капитальный ремонт основных средств, выполненных подрядным способом, проверяется с установления факта наличия договора подряда и превышения стоимости ремонта, обусловленные договором и сметой.
Капитальный ремонт, осуществляемый хозяйственным способом проверяется с точки зрения удорожания ремонта и правильности формирования затрат по статьям затрат.
Исследуя объективность совершенных операций по учету ремонта основных средств, необходимо получить уверенность в том, что в объемах выполненных работ не допускались приписки с целью завышения заработной платы и списания израсходованных материалов, запасных частей, которые в дальнейшем могли быть присвоены; не были завышены нормы расхода материалов и расценки по оплате труда на ремонтные работы. На основе тщательной проверки первичных документов, а именно: арядов на сдельную работы, накладных и лимитно-заборных карт на расход материальных ценностей, ведомостей дефектов на ремонт машин, актов приема выполненных работ определяется целесообразность и законность совершенных операций. В целях установления фактов незаконного списания запасных частей и материалов не выполненные работы, аудитору необходимо прибегнуть к широкому использованию встречных проверок документов, мониторинг документов по взаимосвязанным операциям, беседу (опрос) должностных и материально-ответственных лиц, выборочное измерение обмер выполненных работ, письменные запросы подрядчиков.
Все процедуры проверки правильности учета затрат на ремонт основных средств аудитор должен соразмерно с учетной политикой предприятия.
При проведении текущего, среднего и капитального ремонта производственных основных средств хозяйственным способом все расходы на ремонт включаются в себестоимость продукции, выполненных работ и оказанных услуг по соответствующим элементам затрат: материалы, запасные части, комплектующие изделия, оплата труда и др.
Выявленные факты нарушений в ходе проверки оформляются соответствующим образом и передаются руководству предприятия для принятия соответствующих мер. Одновременно с этим производится анализ влияния на себестоимость продукции, финансовые результаты и налоговые расчеты, определяются причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагаются меры по устранению и недопущению подобных недостатков в будущем. В процессе аудиторской проверки аудитор вносит рекомендации администрации предприятия внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет и отчетность.
|