Аудит основных средств
При проведении аудита основных средств аудитор прежде всего, должен руководствоваться положениями НСБУ №5 «Основные средства».
Согласно которого основные средства – это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для осуществления административных и социально-культурных функций в течение длительности.
Важнейшим условием эффективного ведения деятельности хозяйствующего субъекта является рациональное их использование и обеспечение сохранности основных средств. В этой связи в программы аудиторских проверок включают задания по контролю операций с основными средствами. В программу аудиторских проверок основных средств следует включить и проверить их сохранность и техническое их состояние; соответствие документального оформления операций по поступлению, перемещение и выбытие нормативным актам; расчеты начисления амортизации и правильность включения на затраты производства; своевременность и правильность бухгалтерского учета операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств; организацию и ремонт основных средств, своевременность и качество текущего и капитального ремонта.
Таким образом, основными направлениями и задачами аудита основных средств могут быть:
- аудит наличия и сохранности основных средств;
- аудит движения основных средств;
- аудит правильности начисления износа;
- проверка правильности начисления износа;
- проверка правильности налогообложения по основным средствам.
Аудит наличия и сохранности основных средств предполагает проверку наличия на предприятии комиссии по приемке и оформлению основных средств; своевременного оформления договоров купли-продажи основных средств; правильности определения первоначальной стоимости в актах приема и передачи основных средств; правильности отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.
В ходе аудита движения основных средств следует обратить внимание на необходимость правильного оформления операций:
- приобретение у поставщиков за плату;
- безвозмездного получения основных средств;
- поступления основных средств в виде вклада в Уставный капитал;
- выкупа арендованных основных средств;
- по ликвидации объекта основных средств в результате ветхости и полного износа;
- безвозмездной передачи основных средств.
При аудите начисления износа требуется определить, по всем ли объектом произведены расчеты начисления амортизации; правильность начисления износа с учетом движения основных средств; правильно ли применены нормы амортизации в соответствии с Налоговым кодексом.
Аудит основных средств может быть завершен, если произведена проверка правильности налогообложения по операциям основных средств, предусмотренных Законодательством Республики Узбекистан.
Источниками информации при аудите основных средств являются: первичные документы по их поступлению, выбытию и внутреннему перемещению, ремонту, по начислению амортизации, а также данные синтетического и аналитического учета основных средств.
Важнейшим условием сохранности основных средств являются качественное проведение их инвентаризации, которая представляет одним из необходимых элементов бухгалтерского учета и аудиторской проверки. Инвентаризация или подтверждает данные бухгалтерского учета или выявляет неучтенные ценности или допущенные потери, хищения и недостачи. Поэтому следует обратить внимание на качество оформления инвентаризационных описей.
Возможные характерные ошибки, которые могут быть обнаружены аудиторами в ходе проверки учета, движения и начисления износа основных средств. В силу разных обстоятельств работниками учетного аппарата предприятия могут быть допущены случаи:
- неоприходования основных средств;
- наличия основных средств, незакрепленных за материально-ответственными лицами и отсутствия договоров материальной ответственности;
- неправильного оформления хозяйственных операций при реализации договора купли-продажи по приобретению или продаже основных средств;
- отсутствия распорядительного документа (приказа) по внутреннему перемещению основных средств (передача их другим МО);
- искажения в оформлении доверенности и накладной при получении и передачи основных средств;
- отсутствие материальной ответственности в отношении арендованных и основных средств;
- искажения информации о наличии основных средств по данным Главной книги данных об остатках по данным инвентарных карточек, что часто приводит к неправильному начислению амортизации;
- отсутствия пересчета по курсу иностранной валюты по отношению к основным средствам приобретенным за иностранную валюту;
- не всегда списывается полученный убыток при безвозмездной передаче основных средств;
- не систематическое начисление износа основных средств (например, раз в месяц);
- продолжение начисления износа по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации;
- неправомерное применение ускоренной амортизации и др
|