29.09.2020 г.

Аудиторская фирма "ELECT-АУДИТ" arrow Аудит основных средств
29.09.2020 г.
Бухгалтерский учет
Хозяйствующие субъекты
Учет запасов и затрат
Учет готовой продукции
Учет денежных средств
Учет задолженности
Товарные операции
Учет по оплате труда
Учет прочих обязательств
Учет собственного капитала
Учет финансовых результатов
Финансовая отчетность
Теория бухгалтерского учета
Виды бухгалтерского учета
Денежные средства
Предмет бух. учета
Хозяйственный учет
Хозяйственные операции
Бухгалтерский баланс
Классификация счетов
Запись хоз. операции
Счета бухгалтерского учета
Журнально-ордерная форма
Учетные регистры
Регистры и формы
Инвентаризация
Документооборот
Учетная политика

Аудит основных средств

При проведении аудита основных средств аудитор прежде всего, должен руководствоваться положениями НСБУ №5 «Основные средства».

Согласно которого основные средства – это материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства продукции, выполнения работ или оказания услуг либо для осуществления административных и социально-культурных функций в течение длительности.

Важнейшим условием эффективного ведения деятельности хозяйствующего субъекта является рациональное их использование и обеспечение сохранности основных средств. В этой связи в программы аудиторских проверок включают задания по контролю операций с основными средствами. В программу аудиторских проверок основных средств следует включить и проверить их сохранность и техническое их состояние; соответствие документального оформления операций по поступлению, перемещение и выбытие нормативным актам; расчеты начисления амортизации и правильность включения на затраты производства; своевременность и правильность бухгалтерского учета операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств; организацию и ремонт основных средств, своевременность и качество текущего и капитального ремонта.

Таким образом, основными направлениями и задачами аудита основных средств могут быть:

  • аудит наличия и сохранности основных средств;
  • аудит движения основных средств;
  • аудит правильности начисления износа;
  • проверка правильности начисления износа;
  • проверка правильности налогообложения по основным средствам.

Аудит наличия и сохранности основных средств предполагает проверку наличия на предприятии комиссии по приемке и оформлению основных средств; своевременного оформления договоров купли-продажи основных средств; правильности определения первоначальной стоимости в актах приема и передачи основных средств; правильности отражения первоначальной стоимости после достройки и дооборудования объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов.

В ходе аудита движения основных средств следует обратить внимание на необходимость правильного оформления операций:

  • приобретение у поставщиков за плату;
  • безвозмездного получения основных средств;
  • поступления основных средств в виде вклада в Уставный капитал;
  • выкупа арендованных основных средств;
  • по ликвидации объекта основных средств в результате ветхости и полного износа;
  • безвозмездной передачи основных средств.

При аудите начисления износа требуется определить, по всем ли объектом произведены расчеты начисления амортизации; правильность начисления износа с учетом движения основных средств; правильно ли применены нормы амортизации в соответствии с Налоговым кодексом.

Аудит основных средств может быть завершен, если произведена проверка правильности налогообложения по операциям основных средств, предусмотренных Законодательством Республики Узбекистан.

Источниками информации при аудите основных средств являются: первичные документы по их поступлению, выбытию и внутреннему перемещению, ремонту, по начислению амортизации, а также данные синтетического и аналитического учета основных средств.

Важнейшим условием сохранности основных средств являются качественное проведение их инвентаризации, которая представляет одним из необходимых элементов бухгалтерского учета и аудиторской проверки. Инвентаризация или подтверждает данные бухгалтерского учета или выявляет неучтенные ценности или допущенные потери, хищения и недостачи. Поэтому следует обратить внимание на качество оформления инвентаризационных описей.

Возможные характерные ошибки, которые могут быть обнаружены аудиторами в ходе проверки учета, движения и начисления износа основных средств. В силу разных обстоятельств работниками учетного аппарата предприятия могут быть допущены случаи:

  • неоприходования основных средств;
  • наличия основных средств, незакрепленных за материально-ответственными лицами и отсутствия договоров материальной ответственности;
  • неправильного оформления хозяйственных операций при реализации договора купли-продажи по приобретению или продаже основных средств;
  • отсутствия распорядительного документа (приказа) по внутреннему перемещению основных средств (передача их другим МО);
  • искажения в оформлении доверенности и накладной при получении и передачи основных средств;
  • отсутствие материальной ответственности в отношении арендованных и основных средств;
  • искажения информации о наличии основных средств по данным Главной книги данных об остатках по данным инвентарных карточек, что часто приводит к неправильному начислению амортизации;
  • отсутствия пересчета по курсу иностранной валюты по отношению к основным средствам приобретенным за иностранную валюту;
  • не всегда списывается полученный убыток при безвозмездной передаче основных средств;
  • не систематическое начисление износа основных средств (например, раз в месяц);
  • продолжение начисления износа по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации;
  • неправомерное применение ускоренной амортизации и др
 
Похожие материалы
Аудит
Виды аудита
Методы аудита
Основы аудита
Аудит основных средств
Нематериальные активы
Аудит ТМЗ
Аудит денежных средств
Аудит прочих активов
Аудит по товару
Аудит обязательств
Аудит прочих обязательств
Аудит по кредитам
Аудит капитала
Финансовые результаты
Порядок результатов
Аудиторский отчет
© 2009-2019 electaudit.ru