Учет и аудит расчетов с бюджетом
Государственный бюджет играет большую роль в реализации приоритетов социально-экономических реформ за годы независимости.
Сама организация налогово-бюджетной системы, претерпев существенные изменения, значительно продвинулась по своим параметрам к международным стандартам.
Последовательное проведение за прошедшие годы реформ обеспечило решение важных задач и позитивных результатов, среди которых можно особо выделить:
- Оптимизацию структуры поступлений государственного бюджета и значительно возросший удельный вес в поступлениях бюджета косвенных и ресурсных налогов, что укрепило доходную базу бюджета, тем самым обеспечило необходимыми ресурсами финансирование приоритетных расходов;
- Усиление самостоятельности местных бюджетов и увеличение их доходов за счет увеличения доли собственных местных налогов и увеличения отчислений от общегосударственных налогов;
В этих условиях организация правильного учета и аудита расчетов с бюджетом , является весьма актуальной задачей, ибо речь идет правильно разработанной бюджетной политике государства.. Для правильной организации бухгалтерского учета и аудита налогов и расчета по ним необходимо знать виды налогов их сущность и что является объектом налогообложения. Классификация налогов, как и всех доходов государственного бюджета, осуществляется по многим признакам, таким как форма и методы их изъятия и отнесения на стоимость продукции плательщика, объекты обложения, отрасль, ведомство, их значимость и соответственно уровень бюджета, в который они поступают.
Внутренний аудит и аутсорсинг бухгалтерии — это технология, процесс конвейерного типа, когда специально обученный и подготовленный персонал в короткие сроки и с требуемым качеством осуществляет набор процедур, связанных с определенным алгоритмом. Данный процесс содержит много повторяющихся, рутинных элементов, выполнять которые, как правило, поручают ассистентам. В то же время значительная часть работы содержит элементы творчества, их исполняют наиболее квалифицированные аудиторы. В связи с отсутствием единых рекомендаций по технологии аудита многие аудиторские службы сталкиваются с трудностями системного характера. Поэтому для внутренних аудиторов необходим единый стиль подхода к технологии аудиторских проверок. Важным направлением совершенствования технологии внутреннего аудита расчетов с бюджетом является повышение эффективности организации и проведения проверок. Аудиторская проверка расчетов с бюджетом — мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся правильности организации расчетов с бюджетом, результатов деятельности экономического субъекта, подлежащего аудиту и имеющее результатом оказание помощи в повышении эффективности его деятельности. На эту форму контроля расходуется свыше 80% времени, используемого на выполнение контрольных функций. Поэтому последовательность этапов аудиторской проверки, ее ход и результативность определяют эффективность и состояние внутреннего аудиторского контроля.
В экономической литературе ведутся дискуссии по поводу выделения этапов аудиторской проверки по их количеству, названию, признакам выделения и т.п.
Типичными этапами для аудиторской проверки расчетов с бюджетом являются предварительное планирование; оценка риска; разработка общего плана и программы аудита; проведение аудита; оценка и документальное оформление результатов аудита.
Для правильной организации аудита расчетов с бюджетом необходима достоверная и точная информация и в данном случае бухгалтерский учет расчетов с бюджетом является основной информационной базой аудита расчетов с бюджетом.
|